Мокрый В.Ю.
НОУ
ВПО Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, заместитель
заведующего кафедрой информатики и математики по научной работе, кандидат
педагогических наук, доцент,
Санкт-Петербург
Совершенствование
модели электронного курса по дисциплине «Информационные технологии в экономике»
В статье рассматриваются примеры
использования фиджитал-технологий в современном мире, их применение в сфере
образования, образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов,
применяющих эти технологии.
Далее рассматривается обновлённая модель
электронного курса по дисциплине «Информационные технологии в экономике».
Обобщается процесс проверки заданий студентов и представлена статистика выполнения заданий (сравнительно по двум учебным годам – 2022/23 и 2023/24).
Mokriy V.Yu.
Saint-Petersburg University of Humanities and
Social Sciences
Saint Petersburg, Russia
Improvement of the e-course model in the discipline
"Information technologies in economics"
The article considers examples of the use of phygital technologies in
the modern world, their application in the field of education, educational
institutions that train specialists who use these technologies.
The following is an updated model of the e-course in discipline
«Information Technologies in Economics».
The process of checking students' assignments is summarized and statistics on the fulfillment of tasks are presented (compared to two academic years - 2022/23 and 2023/24).
Введение
Рассмотрим актуальность использования
фиджитал-технологий в различных сферах экономики, опираясь на материалы [3 – 6].
В научных работах термин «Фиджитал»
определяется зачастую как процесс взаимодействия физического и виртуального
образа человека) [1, 2, 6, 8].
Рассматриваемые технологии
активно используются в ходе реализации модели различных вариантов модели
электронного обучения (онлайн-обучения, обучения с веб-поддержкой и смешанного
обучения).
Одними из эффективных
инструментов реализации моделей электронного обучения выступают системы
электронного обучения и нейронные сети. Устройства виртуальной реальность (очки
и шлемы) позволяют с помощью мобильных приложений и аватаров погружать
студентов в виртуальный мир для детального изучения моделируемого объекта.
Рассмотрим далее некоторые
особенности по подготовке кадров, специализирующихся в области искусственного
интеллекта.
В процессе подготовки
будущих специалистов в области искусственного интеллекта вузы реализуют
программы дополнительного образования, а в структуре образовательных учреждений
функционируют профильные кафедры и научно-исследовательские лаборатории.
На сайте [7] представлен перечень вузов,
которые осуществляют подготовку кадров, которые будут готовы применять
фиджитал-технологии в различных сферах экономики и социально-культурной сферы.
Продолжим описание модели электронного курса
по дисциплине «Информационные технологии в экономике», основываясь на
результатах, полученных в работе [8].
Организация электронного курса по
информационным технологиям в экономике.
По результатам обобщения опыта преподавания дисциплины с помощью системы электронного обучения СПбГУП мы можем уточнить запись выражения, характеризующего процесс функционирования электронного курса в учебном году следующим образом (выражение 1, получено в продолжении исследования, результаты которого представлены в работе [9]):
Схематически
последовательность работы преподавателя и студентов с электронным курсом представлена
на рисунке 1.
Рис.1. Процесс проверки работы студента в электронном
курсе Далее представим описание компонентов и
элементов электронного курса сформированного по результатам применения
выражений (1) и (2), опираясь в том числе и на полученные ранее результаты,
представленные в работе [8]. Модель электронного курса в системе
электронного обучения представляет собой совокупность (последовательность)
модулей M. M1 – организационный
модуль (преподаватель размещает материалы Mmt1j с информацией по предстоящей деятельности
студентов по дисциплине). M2 – модуль с материалами по
изучению информационных и фиджитал-технологий. M3 – модуль 1 (раздел 1).
«Системы поддержки принятия решений» (преподаватель размещает материалы Mmt3j
по принятию решений в MS Excel и использованию информационного подхода при
выборе наилучшего варианта товаров и услуг и задания для самостоятельной работы
студентов Mts3j). Всего в данном модуле студентам
предлагается два задания. В ходе выполнения первого задания Mts31
студенты рассматривают следующие вопросы: активация надстройки «Поиск решений»;
подготовка электронной таблицы для определения доходности по банковскому
вкладу. Применение инструментов анализа данных; формирование сценариев по
различным ситуациям (в зависимости от размера вклада); подготовка данных для
построения модели производственного плана; применение методов, доступных при
работе в надстройке «Поиск решения». В ходе выполнения первого задания Mts32
студенты выполняют комплексную исследовательскую работу с помощью
информационного подхода для выбора наилучшего товара или услуги с
использованием средневзвешенной оценки. В 2022/2023 учебном году в ходе обновления
заданий Mts нами были предложены студентам темы для
выполнения исследовательской работы, связанные с изучением фиджитал-технологий. M4
–
модуль 2 (раздел 2). «Технологии коллективной работы» (преподаватель размещает
материалы Mmt4j по работе с корпоративной электронной почтой MS Outlook, системой
электронного документооборота DirectumRX и одно задание
для самостоятельной работы студентов Mts41, в ходе выполнения
которого студенты рассматривают основные инструменты организации корпоративного
информационного пространства). M5
–
модуль 3 (раздел 3). «Автоматизация работы в офисных приложениях».
(преподаватель размещает материалы Mmt5j (методические рекомендации
по работе с макросами, ссылки, статьи и страницы по автоматизации обработки
информации в пакете MS Office и одно задание для самостоятельной работы студентов
Mts51, в ходе которого студенты должны подготовить презентацию по
макросам и доклады по использованию статистических функций в программе MS Excel). M6
–
модуль «Материалы к аттестации и зачёту» (в данном модуле преподаватель
размещает тесты для текущего и промежуточного контроля знаний студентов,
рейтинговую таблицу группы с результатами проверки файлов (по шкале баллов от 0
до 100), анкету для обратной связи). Обобщение
результатов обучения студентов по дисциплине
По результатам обобщения данных материалов
представляется возможным обобщить результаты обучения студентов групп 2 курса
по дисциплине «Информационные технологии в экономике» в 2023/24 и 2022/23
учебных годах.
Рис. 2.
Распределение баллов, полученных студентами по итогам работы с электронным
курсом Обобщение результатов показывает, что мы видим
рост количества итоговых баллов, набранных студентами (обе группы состояли из 13
студентов), однако нужно для формирования более сбалансированной модели и
достижения цели выражения (1) в интересах оптимизация процесса преподавания
рассматриваемой дисциплины. При этом для более эффективного преподавания
дисциплины с помощью рассмотренной выше модели нам необходимо более чётко и
строго обговаривать со студентами последовательность выдачи материалов Mmtsij и предоставления ответов на задания Mtsij. Кроме этого, необходимо учесть тот факт,
что у студентов возникали затруднения в ходе выполнения индивидуальных заданий,
связанные с пониманием записи формул при выполнении задания Mts32. С учётом данных обстоятельств, нами будут
дополнены задания и указания по заданиям для самостоятельной работы студентов,
в том числе и в первую очередь благодаря изучению практического опыта
применения фиджитал-технологий в различных отраслях экономики и
социально-культурной сферы.
Таковы направления совершенствования
модели рассмотренного электронного курса.
2. Путинцева
А. А, Полоус А. Д, Ким Анастасия «Новая эра маркетинга: фиджитал» // Новые
импульсы развития: вопросы научных исследований. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novaya-era-marketinga-fidzhital (Дата обращения:
04.08.2023). 3. Сайт
проекта «Игры будущего» («Фиджитал-игры»). URL: https://gofuture.games/ (Дата обращения: 24.07.2023). 4. Пленарное
заседание Форума будущих технологий. URL http://www.kremlin.ru/events/president/news/71666 (Дата обращения:
24.07.2023). 5. Программа
Форума будущих технологий. URL: https://future-forum.tech/programme/business-programme/ (Дата обращения:
14.07.2023). 6. Путинцева
А. А, Полоус А. Д, Ким Анастасия «Новая эра маркетинга: фиджитал» // Новые
импульсы развития: вопросы научных исследований. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novaya-era-marketinga-fidzhital (Дата обращения:
17.12.2023). 7. Вузы
России реализуют более 100 программ в области ИИ. Материал на сайте «Поступи
онлайн». URL: https://postupi.online/journal/novosti-obrazovaniya/vuzy-rossii-realizuyut-bolee-100-programm-v-oblasti-ii/?ysclid=lqb43rx1bc269779436 (Дата
обращения: 18.12.2023). 8. Мокрый
В.Ю. Применение фиджитал-технологий при подготовке студентов экономических
факультетов // Новые образовательные стратегии в современном информационном
пространстве. сборник научных статей по материалам международной
научно-практической конференции. Российский государственный педагогический
университет им. А. И. Герцена, Институт информационных технологий и
технологического образования. Санкт-Петербург, 2023. С. 306-311. URL: https://nesinmis.ru./mokriy-v-yu/
(Режим доступа: 15.12.2023).
9. Мокрый
В.Ю. Совершенствование структуры электронного курса по информатике в условиях
внедрения цифровых и фиджитал-технологий // Актуальные
проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы всероссийской научно-практической
конференции с дистанционным и международным участием: 21-22 декабря 2022 г.
Часть 2 / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: ЗЕБРА, 2022. – 401 с – С. 254
– 258.